Нередко можно наблюдать за ситуацией, когда жильцы каждый месяц исправно
оплачивают все коммунальные платежи, но особых действий со стороны ЖЭКа
или управляющей компании не видно. Цены за услуги растут, а оказание
этих самих услуг либо не осуществляется вообще, либо осуществляется
в минимальном размере. Как быть в такой ситуации?
Для начала надо уяснить, кто и за что должен отвечать при
обслуживании дома. В данной области можно выделить три основных
нормативных акта:
- Жилищный кодекс РФ;
- Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного форда»;
- Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Прежде чем выдвигать какие-либо претензии, необходимо ознакомиться с указанными нормативными актами.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса,
за содержание дома отвечает управляющая компания. Она по договору
с собственником помещения в многоквартирном доме в течение оговоренного
срока и за определенную плату обязана оказывать услуги и выполнять
работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком
доме. А также предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений
в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Управляющая компания выбирается самими жильцами многоквартирного дома
на общем собрании. С каждым из жильцов заключается договор управления,
который, в случае не исполнения обязанностей управляющей компанией,
может быть расторгнут жильцами в любой момент.
Основные права и обязанности управляющей компании закреплены
законодательно в указанных выше нормативных актах. Там же определены
и конкретные сроки для наиболее важных моментов в обслуживании
многоквартирного дома (например, начало отопительного сезона, проведение
текущего и капитального ремонта).
Что делать, если управляющая компания не выполняет свои обязательства? Шагов может быть несколько.
Первым шагом должно быть письменное обращение к руководителю
управляющей компании, где будет изложена суть претензии к работе
компании. Если адекватных действий не последовало, стоит обратиться
в Государственную жилищную инспекцию города. Обращение должно быть
письменным, с требованием провести проверку вашей управляющей компании.
В этом же обращении можно потребовать привлечь управляющую компанию
к административной ответственности за нарушение правил содержания
и ремонта жилых домов (на основании статьи 7.22 Кодекса об административных правонарушениях).
Если обращение к Государственную жилищную инспекцию не было столь
эффективным, как хотелось бы, стоит воспользоваться правом жильцов,
изложенном в пункте 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.
То есть, собрать общее собрание собственников квартир и расторгнуть
договор с управляющей компанией, а затем выбрать другую управляющую
компанию или создать ТСЖ (товарищество собственников жилья).
При решении проблем с управляющей компанией жильцам дома следует
действовать совместно. В случае, если было принято решение о смене
управляющей компании, необходимо сначала выбрать новую УК и только потом
расторгать договор со старой. Поскольку смена управляющей компании —
дело не слишком быстрое, следует постараться максимально сократить время
жизни дома без УК: очевидно, что как только договор с действующей
компанией будет расторгнут, она перестанет оказывать все услуги, в том
числе, например, и вывоз мусора
|